Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 100 человек

Профилактика суицидального поведения и насилия в семье.

Дата: 26 апреля 2016 в 12:51, Обновлено 13 марта 2017 в 12:22

Профилактика суицидального поведения и насилия в семье.
«Не ставить крест на жизни, а научить развязывать узлы»

Мы выбираем жизнь, они – смерть. 
Мы пишем письма, они – предсмертные записки. 
Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего. 
Кажется, что мы и они - из разных миров. 
Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки,
 и теми, кто решился на самоубийство? 
Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? 
Всего лишь - шаг.  
Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. 
Они продолжают умирать.

(Неизвестный автор)

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно более 1 миллиона человек в мире погибает из-за суицидов. Каждые 40 секунд совершается самоубийство, а каждые 3 секунды кто-то предпринимает суицидальную попытку.

Проблема суицида для Республики Беларусь, к сожалению, весьма актуальна, а в частности для Гродненской области, учитывая последние произошедшие трагические события.

За январь 2016 года в Гродненской области зафиксировано 2 случая завершенного суицида среди несовершеннолетних (2011г. – 5, 2012 г. – 7, 2013 г. – 3, 2014 г. – 3, 2015 г. – 0).

Справочно:

20.01.2016г. в результате преднамеренного падения с крыши двухэтажного здания погибла несовершеннолетняя А., 2003 года рождения.Проживала в неблагоприятных условиях (антисанитария, низкий уровень материальной обеспеченности. Совершеннолетние члены семьи имели стойкие отрицательные характеристики, неоднократно привлекались к уголовной и административной ответственности.

26.01.2016г. в результате самоубийства через повешенье погиб несовершеннолетний М., 1999 года рождения. Характеризовался, как высокомотивированный ученик. Средний балл которого составлял 9,5б. Дисциплинирован, обязателен. Свободное время предпочитал проводить дома за компьютером, имел широкий круг виртуальный друзей. Воспитывался в полной благополучной семье. 

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно,  они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся ситуации. Среди тех, кто намерился совершить суицид,  до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это едва уловимые намеки,  часто -  легко узнаваемые угрозы.  Три четверти из тех, кто совершил  самоубийства, обращались   к психологам, врачам, педагогам или родителям за помощью в разрешении проблем за несколько  недель или месяцев до трагедии. Они искали возможности высказаться, сообщить о своих намерениях и быть выслушанными. Однако очень часто люди не умеют распознавать кризисные состояния и суицидальные намерения. А распознав, не знают как поступить в такой ситуации, как помочь.

Что же такое суицид?

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался.

Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.

Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.

Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся,

прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.

Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.

По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки

самоубийства и их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида.

1. Неблагополучные семьи.

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.

2. Школьные проблемы.

Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают

утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.

3. СтрессПсихологическая травма.

 Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может

привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.

4. Насилие в семье.

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, именно здесь, рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время чаще приходится слышать о случаях жесткого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить о ней публично и открыто.

            Насилие над детьми имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе, характером или личностными проблемами взрослых, семейными  традициями и др.

Бытующее мнение, что подобный способ воспитания имеет место только  в социально неблагополучных семьях, сегодня признано мифом. Насилие нередко встречается и в семьях, где внешне все хорошо; просто неблагополучным семьям специалисты зачастую уделяют больше внимания, и факты жестокого обращения с детьми в них становятся известны гораздо чаще.

Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности.

Согласно нормативно-правовым документам, юридической литературе, насилие – это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

Права ребенка специфичны из-за слабости и зависимости от взрослых, поэтому насилие может проявляться не только как физическое, сексуальное, психологическое, моральное, но и в виде пренебрежения основными интересами и нуждами детей. В этом случае насилие приравнивается кжестокому обращению.

Под жестоким обращением с детьми понимаются любые умышленные действия или бездействия родителей, воспитателей и других лиц, от которых ребенок находится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребенка, его психическое развитие и социализацию.

Специалисты выделяют четыре основных вида насилия:

физическое – это действия (бездействие) со стороны родителей,   в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);

сексуальное – использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность; использование детей для порнографической продукции, а также демонстрация им последней; вовлечение детей в занятие проституцией;

эмоциональное (психическое) – ребенок испытывает постоянную нехватку внимания, любви, постоянные угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе; к нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, потеря к ним доверия; отвержение его родителями и, как следствие, нарушение эмоционального развития;

неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка –  отсутствие заботы о детях, невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, уходе за ребенком и т.д.

С целью привлечения внимания широких слоев населения к проблемам насилия в семье, разъяснения гражданам негативных последствий бытовых конфликтов и необходимости своевременного реагирования на них Гродненский районный социально-педагогический центр ежегодно принимает участие республиканской акции «Дом без насилия» на территории Гродненского района. Буклет для родителей

За оказанием анонимной экстренной психологической помощи несовершеннолетним и взрослым, решением задач по выявлению и профилактике семейного неблагополучия, по устранению нарушений прав детей, жестокого обращения с ними вы можете обратиться в орган опеки и попечительства  по тел. 74-29-38

Визитка СПЦ (скачать)

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

·                    Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить, если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

·                    Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

·                    Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

·                    Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка.

·                    Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно бывают связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

·                    Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды или коллекции постеров и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

·                    Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый подросток неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

·                    Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или Интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

Рассмотрим и обсудим некоторые ситуации:

- Безответная любовь-

Двенадцатилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку.

Но мальчик, вместо того, чтобы прочитать и промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над ней. Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, девочка отделалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.

Уважаемые родители! Нельзя смеяться, даже если вам эта проблема кажется сущим

пустяком. И в 12 лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение – "ничего".

Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому человеку. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

- Обратите на меня внимание-

Игорю 12 лет. Он очень хочет жить. Но в тоже время он устал быть один и способен на все, лишь бы мама вспомнила о нем. Папы у мальчика нет. Мама целый день на работе, приходит уставшая и сразу же засыпает. А в редкие выходные дни она пытается устроить свою личную жизнь. Игорь целый день проводит со старенькой бабушкой, которая его и вырастила. Но у бабушки тоже много дел – сериал посмотреть, еду приготовить, по телефону поговорить, а там и новый сериал начинается. В результате вся ее забота ограничивается трехразовым питанием и просьбами не мешать. Игорь уже четыре раза пытался покончить жизнь самоубийством. Он резал себе вены, но не слишком глубоко, чтобы не умереть. Мама принимала его попытки самоубийства, как детские шалости и не воспринимала их всерьез. И только в последний четвертый раз Игорь немного перестарался и чуть не умер от потери крови. Мальчику повезло: в больнице он познакомился с хорошим доктором, который и привел его к психологу. Сейчас Игорь постоянно приходит к этому доктору на работу, и мечтает вырасти и стать детским врачом. Он больше не думает о самоубийстве и не пытается таким образом привлечь внимание матери.

Совет родителям: подросток заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! И еще: ребенок, подросток должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

- Я никому не нужен-

Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): "Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел жить к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания..." Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, что Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила целую упаковку снотворного.

К счастью, Машу удалось откачать, но даже страшно представить, что могло бы произойти,

если бы врачи опоздали с помощью. Сейчас, спустя год после того страшного события, Маша сильно изменилась и научилась более безопасными способами решать свои проблемы. Но мама девочки до сих пор живет в страхе, что дочь опять захочет повторить тот поступок.

Подросток должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Также подросток должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх.

Чаще жалейте друг друга.

Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Первый и самый важный элемент работы с самоубийцами – это услышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно. Подход к каждому должен быть индивидуальный. Уважаемые родители, если вы заметили, что с вашим ребенком что-то происходит, не стесняйтесь спросить совета у специалистов в этой области. Помогите своему ребенку. Это вы можете сделать анонимно и круглосуточно по телефону 170.

Регистратура психиатрии: (0152)75-54-13

Регистратура наркологии: (0152)75-67-54

Кроме этого необходимо:

1. Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход».
        2. Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!».

3.Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. Детям нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми.

4. Вовлекать  детей в полезные виды деятельности.

5. Подростки должнызнать о  том, что в трудной жизненной ситуации они всегда могут обратиться к людям, которым доверяют: родителям, классному руководителю, психологу. 
        6. Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и   доверительных отношений с ребенком.
      7. Соблюдать правила:

«Глаза в  глаза»: контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.

«Чудо прикосновения»: дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.

«Безраздельное внимание»: это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультироваться у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Уважаемые родители, любите своих детей и будьте к ним внимательны! Вам необходимо стать для ребёнка тем человеком, к которому он мог бы возвратиться в любое время и отдохнуть. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались, ценили советы и следовали им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.

Ваши вопросы вы можете оставить в прилагаемой форме:

Имя

E-mail

Отображать E-mail

Текст

Описание: http://www.profobr-grodno.by/images/line1.jpg

Профилактика зависимого поведения детей и подростков в семейном воспитании

Сегодня мы с вами поговорим о том, как мы, взрослые, можем помочь детям, что мы можем и должны сделать, чтобы наши дети не оказались втянуты в опасные для жизни и здоровья эксперименты с психически активными веществами (далее – ПАВ).

Для этого необходимо найти ответы на следующие вопросы:

Во-первых, что такое профилактика зависимости вообще и семейная профилактика в частности.

Во-вторых, а почему дети и подростки вообще экспериментируют с различными веществами.

В-третьих, каковы причины формирования зависимости.

В-четвертых, что нужно знать родителям, чтобы провести эффективную беседу с подростком,  какие возрастные особенности необходимо учитывать родителям в разговоре с детьми и подростками.

            В настоящее время отмечается значительный рост лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Актуальной проблемой стало распространение курительных смесей, содержащих в своем составе синтетические каннабиноиды. Данные «миксы» рекламируются как легальные смеси, не содержащие наркотических средств и психотропных веществ. Продажа курительных смесей активно ведется посредствам сети Интернет, вовлекая в потребление синтетических каннабиноидов учащихся и студентов, являющихся активными пользователями социальных сетей.

            Справочно: За 8 месяцев текущего года в учреждения здравоохранения области доставлен 21 несовершеннолетний с отравлениями наркотическими или психотропными веществами (19 из них – в г. Гродно). В ряде случаев медицинские диагнозы свидетельствовали об отравлениях подростков веществами неясной этиологии. В период с 25 по 29 сентября текущего года в медучреждения г.Гродно трижды госпитализировались несовершеннолетние, употребившие семена растения «дурман обыкновенный».

     Следствием указанных негативных тенденций в Гродненской области стал значительный рост числа совершенных несовершеннолетними преступлений, указанной категории (ст.328 УК). В совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, участвовали 49 несовершеннолетних. 22 из них являлись учащимися учреждений образования г.Гродно, 27 – учреждений профессионально-технического образования.  

            Справочно: Уголовный Кодекс Республики Беларусь. Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

            1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

            2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

            3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения массовых мероприятий – наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

            По сведениям отдела наркоконтроля и профилактики торговли людьми отдела внутренних дел Гродненского района наибольшее количество преступлений названной категории зафиксировано на территории  Вертелишковского, Путришковского, Обуховского сельских советов  –  по  4, 2 – г. Скидель, по 1 – на территории Подлабенского, Квасовского, Коптевского сельских советов.

  

Буклеты для родителей (скачать)

Причины формирования зависимости. Роль семейного воспитания

Злоупотребление психоактивными веществами в семье. Наши дети видят все. Но, к сожалению, пока не умеют анализировать увиденное.

Например, праздничное застолье… Дети видят, что праздник сопровождается застольем, а застолье сопровождается употреблением горячительных напитков. У детей формируется зачастую неосознаваемое убеждение: алкоголь, значит радость и веселье, причем это убеждение формируется достаточно рано, когда ребенку крайне сложно допустить даже мысль о том, что папа и мама могут что-то делать неправильно. По такому же принципу формируется и отношение к курению. Социологические исследования показали, что если в семье курит один родитель, вероятность того, что ребенок тоже начнет курить составляет 50 %, но если курят оба родителя, то вероятность курения ребенка возрастает уже до 85 %.

Отношение к лекарственным препаратам также формируется в семье. Всегда ли применение лекарств оправдано? Если родители по самому ничтожному поводу спешат сами принять таблетку или настойку и дать лекарство ребенку, то у ребенка формируется излишне «доверительное» отношение к лекарственным препаратам, появляется убеждение, что с помощью таблеток можно решить многие проблемы. Например, ваш ребенок нервничает перед контрольной работой. Что вы станете делать? Накапаете валерьянки или вместе поищете способ снять напряжение (погулять, поговорить, послушать музыку, порисовать, принять душ и т.д.).

            Таким образом, родителям необходимо четко понимать, какое место в жизни семьи занимают табак, алкоголь, лекарственные препараты.

Неправильное воспитание. Родительский труд – это сложнейшая и ответственнейшая работа по формированию и развитию САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ личности. Когда мы забываем о конечной цели воспитания ребенка, то попадаем в ситуацию, которую можно обозначить, как «за деревьями не видим леса». То есть мы прикладываем значительные усилия, а получаемый результат нас не устраивает.

Иногда мы настолько сильно любим и оберегаем наших детей, что невольно воспитываем в них безответственность и несамостоятельность. Отсутствие требований, запретов, обязанностей и сосредоточенность внимания родных на проблемах и интересах ребенка в ущерб интересам других членов семьи ведут к формированию у ребенка эгоизма и безответственности.

            Неясность выдвигаемых родителями требований и отсутствие четких санкций за несоблюдение норм поведения в семье, формируют у ребенка неспособность к принятию самостоятельных решений и неуважительное отношение к родителям.

            Не менее опасными нарушениями семейного воспитания является холодное отношение к подростку, чрезмерная жесткость воспитательных воздействий, отсутствие эмоционального контакта с ребенком, систематическое унижение ребенка (особенно в присутствии других детей), что приводит к формированию позиции неудачника и неспособности противостоять давлению сверстников.

И еще одно нарушение семейного воспитания, которое как массовое явление появилось не так давно. Это сверхзанятость родителей. Иногда в погоне за материальными благами мы забываем о том, что нашим детям нужны не только вкусная еда, модная одежда, самый современный компьютер и поездки за границу. Нашим детям нужен эмоциональный контакт с родителями, ощущение присутствия родителей в их жизни, доверительные разговоры, совместные дела, то есть все то, что мы вкладываем в понятие полноценное общение. А в суете будничного труда, ненормированных рабочих дней, работы, взятой на дом, мы иногда просто не можем уделять достаточное время нашим детям, у нас не хватает ни сил, ни времени. Сыт? Обут? В школе все хорошо? Деньги на карманные расходы есть? Ну и все в порядке… А в порядке ли? Как часто мы замечаем изменения в настроении и поведении наших детей, понимаем ли мы, что с ними происходит, что они чувствуют. Знаем ли мы, о чем они мечтают, что для них важно? Знаем ли мы их друзей? Стараемся ли мы понять, что их беспокоит? Чем они занимаются, когда нас нет рядом? Какие книги читают, что ищут в Интернете, о чем говорят с друзьями? Чего боятся?

Наличие продолжительных, глубоких конфликтов в семье. Употребление психоактивных веществ может оказаться формой ретризма. Ретризм – это уход от окружающей действительности. Ретризм принимает различные формы: уход в секты, уход в виртуальную реальность (компьютерные игры, Интернет), или уход в мир иллюзий (в этом случае психоактивные вещества являются своеобразными проводниками), и, наконец, как крайний вариант ретризма – уход из жизни (самоубийство).

Фактором риска формирования зависимой личности может являться дисфункциональная семья.

Причин, по которым семьи становятся дисфункциональными, много. Все семьи с наличием больного химической зависимостью являются дисфункциональными. Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессорные события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, так как может жить нормально лишь какой-то небольшой промежуток времени.

В дисфункциональных семьях родители часто не выполняют своих обещаний. Самым популярным словом становится слово «завтра». Одно разочарование, другое... Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям держать все в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. Они перестают ожидать обещанного. Дети  чувствуют, что родители совершили предательство перед ними.

Семейные роли детей из дисфункциональных семей

Примет ребенок одну роль или комбинацию ролей, его самозащитное поведение компенсирует ему неадекватность родителей, прикрывает пробелы в его эмоциональном развитии и приносит видимость стабильности и порядка в хаотичную жизнь. Поскольку дети учатся доверять надежности своей стратегии овладения ситуацией, они переносят ее во взрослую жизнь.

Семейный герой

Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.

В школе семейный герой обычно является сверхуспевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором или же пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.

Сверхуспевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.

Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой самооценки и неуверенности в себе.

"Козел отпущения"

В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому—хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным козлом отпущения, отвлекая внимание от семейных проблем.

Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного "я" он основывает на знании, что он "плохой", и он тяготеет к друзьям, подобно ему, имеющим низкую самооценку.

Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным центром подросткового мятежа, "козел отпущения" часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного пристрастия еще до окончания юношеского возраста.

Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто "козлы отпущения" готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят незаконного ребенка, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

"Потерянный ребенок"

"Потерянные дети" страдают от постоянного ощущения неадекватности в сравнении с другими, потерянности и одиночества в мире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого выбирая "плыть по течению". Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, научившись тому, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.

Становясь взрослым, "потерянный ребенок" продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора или альтернатив. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства.

Эмоциональную обособленность и апатию "потерянного ребенка" часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель — выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы.

Какую опасность усматривают в этих ролях, возникающих в ответ на алкоголизм родителя или родителей? Если не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами. Так, герой семьи, вынужденный очень быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями, своими ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг, очень много работает и становится «трудоголиком». Проблемный ребенок может стать делинквентным в школе. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию в семье и на работе. Потерянный ребенок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции. А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, у него обычно бывают трудности в учебе, компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.

В нормальных семьях дети также берут на себя определенные роли, соответствующие их возрасту и личности. Этот обычный процесс принятия ролей нарушен в дисфункциональных семьях тем, что здесь ролевые функции возникают у детей не спонтанно и естественно, а в ответ на алкоголизм либо на вызванные им проблемы.

Что такое профилактика зависимости?

Необходимо сразу оговориться: когда заходит речь о профилактике, у большинства людей, далеких от этой сферы, возникает ассоциация с рассказами о наркотиках. И подавляющее большинство родителей считает, что эта проблема не коснется их детей. Но в современном понимании профилактика затрагивает гораздо более широкий пласт проблем. Это профилактика зависимого поведения в целом. Понятие «зависимое поведение» включает в себя целый спектр поведенческих реакций и личностных особенностей человека. Поэтому первичная профилактика зависимостей включает в себя не только профилактику химических зависимостей, но и так называемых поведенческих зависимостей (компьютерная, игровая, Интернет, пищевая).

Профилактика химических зависимостей подразумевает не только профилактику наркозависимости. Наркотик – понятие больше юридическое, так как в основе отнесения или неотнесения какого-либо вещества к наркотическому лежит не способность этого вещества вызывать зависимость и не степень вреда, причиняемого организму при употреблении, а то, внесено ли это вещество в список наркотических веществ или нет. Понятие психоактивные вещества гораздо шире. Помимо наркотических и психотропных препаратов к психоактивным веществам относятся вещества, способные изменять психическое состояние человека и вызывать зависимость: табак, алкоголь, чай, кофе, лимонад, шоколад, лекарственные препараты, средства бытовой химии и непосредственно наркотические и психотропные препараты.

Кроме того, профилактика может проводиться на разных «уровнях». Первичная профилактика направлена на предупреждение экспериментов с психоактивными веществами, то есть в общем виде это профилактика первой пробы.

Помимо первичной профилактики существует вторичная профилактика, то есть, это комплекс мероприятий, предназначенных для людей уже употребляющих и имеющих зависимость. Основной целью является формирование мотивации на обращение к специалистам и лечение.         Третичная профилактика направлена на людей, имеющих зависимость, и основной ее целью является предотвращение срывов ремиссии и снижение вреда от употребления.

В образовательных учреждениях и в семье проводится именно первичная профилактика зависимостей. Первичная профилактика подразумевает создание условий, препятствующих первой пробе психоактивных веществ и экспериментированию с ними. Что здесь имеется ввиду?

Во-первых, конечно же, воспитание. Счастливый, уверенный, здравомыслящий, самодостаточный, увлеченный любимым делом человек не будет испытывать потребность в приеме каких-либо психоактивных веществ. Человек, умеющий эффективно справляться с проблемами, имеющий широкую сеть поддерживающих его людей, обладающий конструктивной жизненной позицией, всегда ответит отказом на сомнительное предложение. Таким образом, основной воспитательной задачей  семьи и образовательного учреждения является формирование такой личности детей и подростков. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способности отстаивать свое мнение.

Во-вторых, это структурирование свободного времени учащихся, включение их в систему кружков и секций, формирование устойчивых интересов. Недаром говорится, что в праздные руки Сатана беду кладет. Поэтому следующей задачей в рамках профилактики зависимости является оказание помощи ребенку в поиске интересного занятия и социально одобряемых способов организации досуга (спорт, творчество, общественная деятельность).

В-третьих, необходимо формировать у детей и подростков установку на здоровый образ жизни, укреплять и пропагандировать ценность здоровья, воспитывать бережное и ответственное отношение к своему здоровью. Необходимо объяснять детям значение слов «ответственность», «выбор», «последствия». Мы должны объяснить нашим детям, как эти понятия связаны между собой. Нужно, чтобы дети понимали, что взрослость – это не вседозволенность, а огромное количество обязанностей и груз ответственности. Мы, взрослые должны помочь нашим детям понять, где, чья ответственность. На очень простые вопросы: «Кто отвечает за вашу жизнь и здоровье?» и «Когда человек сам начинает нести ответственность за себя?» ребята отвечают, что за их жизнь и здоровье отвечают учителя и родители, иногда еще и друзья. Ответ «Я сам» звучит крайне редко. С одной стороны подобные ответы свидетельствуют о том, что наши дети чувствуют себя защищенными, но с другой стороны проявляется тенденция перекладывать ответственность за себя на окружающих. А это таит в себе серьезную опасность. Когда ребенку нужно сделать выбор, принять или отвергнуть сомнительное предложение (например, выпить, покурить, прогулять школу и так далее) нас, взрослых, рядом нет. И ребенку самому приходиться делать выбор. А он зачастую оказывается просто к этому не готов. Если к этому добавить неуверенность в себе и неспособность отстоять свое мнение (или просто отсутствие этого мнения), боязнь насмешек сверстников, плохое настроение из-за неприятностей в школе или дома – и вот вам ситуация первой пробы.

Предлагаем вам немного отвлечься от детских проблем и подумать о себе. Представьте себе такую ситуацию. Вы с утра поругались с супругом, ребенок извел непонятными капризами, в отвратительном настроении вы пришли на работу. Начальник вызвал вас на ковер, отчитал, причем несправедливо. Вы перехватили пару ехидных взглядов коллег. Бодрости это все не добавило. И тут ваш приятель или подруга приглашают вас в бар или в гости…Все ситуацию представили? Ну и как? Но у нас есть сдерживающие моменты. Обязанностей мамы и жены, папы, мужа и работника с нас никто не снимет. Работу на следующий день и выполнение своих профессиональных обязанностей никто не отменит. Домашние дела никто не сделает за вас. И так далее. А для наших детей, какие могут быть сдерживающие стимулы. Что в подобной ситуации удержит именно вашего ребенка? Причем необходимо учесть, что вы понимаете, что проблемы не навсегда (с супругом помиритесь, с ребенком контакт восстановится, начальник извинится, на коллег можно не обращать внимания и т.д.), а для ребенка или подростка это все очень серьезно, им кажется, что проблемы навсегда и решить их нельзя. В силу возрастных особенностей у детей и подростков нет видения временной перспективы.Таким образом, дети и подростки нуждаются в том, чтобы им обстоятельно и доходчиво объяснили, что в действительности представляют собой психоактивные вещества и как они могут повлиять на жизнь и состояние организма человека. Для того чтобы это объяснить, взрослые люди должны сами обладать достоверной информацией по данному вопросу, родители и педагоги должны быть способны честно высказать свое мнение о психоактивных веществах.

Семейная профилактика

Крепкие семейные узы. Планируйте и организуйте совместные семейные дела, которых бы дети ждали. Доверяйте и уважайте своих детей. Общайтесь с ними и слушайте их. Не читайте нотаций и не приказывайте, лучше обсуждайте дела и проблемы и вместе ищите ответы на вопросы. Никогда не наказывайте своих детей в присутствии их друзей или других детей, никогда не сравнивайте их с другими детьми. Любите их любыми: неуспешными, неталантливыми, взрослыми. Позволяйте своим детям выражать отрицательные эмоции. Не создавайте детям тепличные условия, позволяйте им испытывать голод, холод, переживать неудачи, учите их справляться с трудностями.

Активная роль родителей в жизни детей. Родители должны знать своих детей. Что их радует и беспокоит. Нужно учить детей критически оценивать свои поступки и предвидеть последствия своего поведения. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений, в том числе и с помощью ПАВ.

Ясные правила, стандарты внутри семьи. Будьте тверды и последовательны: дети должны знать, чего от вас ожидать. Показывайте пример: алкоголь, табак, лекарства – эти вещества легальны, но какое место они занимают в вашей жизни – это пример для ваших детей.

Наличие постоянных обязанностей, причем необходимо помнить, что система поощрений эффективней системы наказаний.

Что необходимо учитывать при подготовке беседы о психоактивных веществах?

Первое, эмоциональное отношение к данной проблеме оказывает на молодые души более эффективное воздействие. Именно чувства, а не рассудочные и часто холодные рассуждения.

            Второе, категорический, прямой запрет на пробу  психоактивных веществ будет не только не эффективен, но и может спровоцировать начало употребления. Это связано со спецификой подросткового возраста. У подростка может появиться соблазн вопреки запрету начать курить, пить или экспериментировать с различными препаратами. Мотивы такого поведения могут быть самыми разными. Например, а я нарушу запрет и посмотрю, что ты будешь делать, я это сделаю и посмеюсь втихаря над тобой, и вообще, я уже взрослый и не надо со мной говорить в таком тоне, вот назло напьюсь и докажу тебе, что я уже большой.

            Третье, необходимо учитывать, что разовая беседа мало эффективна, причем некий шантаж со стороны родителей недопустим (если ты будешь курить, я тебя выгоню из дома, если я почувствую запах спиртного, то я тебя накажу). При разговоре желательно избегать морализаторства и чтения нравоучений. Лучше будет выстроить разговор в режиме диалога, обмена мнениями, дискуссии, необходимо вместе с ребенком искать ответы. Не запугивайте и не лгите – они перестанут вам верить. Вся информация должна быть достоверной.

Уважаемые родители! Приглашаем Вас к разговору на тему:

Здоровая семья: проблемы и пути укрепления.

Говорят, человек мера всех вещей. Все вещи, которые нас окружают и которые мы создаем, измеряются человеком, его духовными ценностями, его человеческими устремлениями. И в XXI веке, как и прежде, нас особенно волнуют извечные вопросы бытия: столкновение добра и зла, проблемы счастья и свободы, взаимоотношений личности и общества, проблемы ценностных ориентиров в жизни человека.

Ученые утверждают, что будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.

И это будущее сидит сегодня за партами. Оно с надеждой смотрит на нас, какими мы сформируем наших детей - такими они и будут. И не только они – таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.

Ценность семьи и семейного образа жизни здесь является очень значимой. К воспитанию детей в семье белорусы всегда относились очень ответственно, потому что трудолюбивые, добросовестные, скромные, бережливые, приветливые, гостеприимные дети, которые уважают родителей и старших, были смыслом их жизни. «У кого дети – у того и ягодки» - свидетельствовала народная мудрость. Воспитание детей было счастьем белорусской семьи. «У кого дети - у того и счастье», «Зачем тот клад, если детки идут в лад». И это, безусловно, так, потому как именно дети продолжали род, традиционный уклад жизни, заботились о старых родителях, сберегали духовные и материальные ценности, осуществляли мечты родителей о лучшей жизни.

К сожалению, приходится констатировать, что значительная часть детей сегодня не знает, чем живут их родители. Они ведут себя так, словно посторонние в своей деревне или городском квартале, словно их родители - чужие им люди. Поэтому с раннего детства они лишаются тех важных нравственных устоев, необходимость которых мы начинаем сейчас заново осознавать. Лишаются потому, что падает воспитательный потенциал семьи.

 В нашем районе проживают 4 688 семей, имеющих детей-школьников. 459 из них – многодетные (902 ребенка), 716 – неполные (861 детей). Кроме того, на 01.12.2013 63 семей (122 детей) признаны проживающими в социально опасном положении. В текущем году 19 детей у 16 родителей были отобраны в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 18. За указанный период 6 родителей были лишены родительских прав в отношении 7 детей. От таких матерей и отцов дети уже не получат представления о семейном счастье, о роли материнства в жизни женщины. Что же происходит с нашей «хранительницей домашнего очага»? Все чаще можно услышать нежелание девочек быть матерями, хозяйками дома, а любой ценой они стараются выделиться, сопровождая себя табачным дымом, «украшая» свое тело всевозможным пирсингом, позволяя себе нецензурно выражаться. Некоторые объясняют это трудностями и проблемами современности. Но ситуации, в которых человек проявляет и проверяет себя, свою сущность, всегда одинаковы. Речь идет о необходимости выбора между долгом и честью, прямотой и ханжеством, культурой и бескультурьем. Вот и получается, что девушки с достоинством называют себя матерью-одиночкой. Если в 2011 году матерью-одиночкой стали 72 женщины из 475 рожениц, то в 2012 – 83 женщины из 530 рожениц. А ведь еще 20-30 лет назад, если случалось, что девушка ждала ребенка, не будучи замужем, она в селе не чувствовала себя героиней. Растет количество браков, заключенных  несовершеннолетними: 2011 год – 7 браков, 2012 – 10.

Отсюда и легкомыслие по отношению к семье. Для многих развод стал просто незначительным изменением в личной жизни. А о детях вовсе здесь никто и не думает. Как следствие, в 2011г. было зарегистрировано 326 браков, но от этого количества распалось 44,2%, в 2012г. эта цифра составила соответственно 308  (45,5%).

Из такой ситуации в семьях вытекает следующая проблема – детская и подростковая преступность. В текущем году 8 несовершеннолетних подростков нашего района совершили 13 преступлений, 14 подростков-школьников состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Социологические исследования, проведенные социально-педагогическими психологическими службами школ, показали, что растет количество детей, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи.

Имеющаяся в районе система работы по профилактике негативных явлений, направленная на укрепление семьи, восстановление ее воспитательного потенциала, укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей, позволяет уменьшить количество негативных явлений. Сегодня мы можем говорить о тенденции активной работы педагогических коллективов, работников культуры, службы социальной защиты, медицины, детских и молодежных организаций по возрождению национальных традиций в семейном и общественном воспитании, привлечению родителей к участию в совместных делах с детьми и педагогами, обращение к семейным истокам и исторической памяти семей. С этой целью функционируют 55 семейных клубов, 218 лекториев для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания, 29 комиссий по содействию семье и школе. Проводятся спортивные праздники, посвященные Дню семьи, Дню матери. Ежегодно в районе проводится конкурс на лучшую многодетную семью.

Пересмотрены подходы к организации детского досуга. В школах каждая вторая суббота месяца объявлена спортивно-оздоровительной.  Проводятся тематические дискотеки. В районе функционируют 259 объединений по интересам, в которых занимается 3 155 детей и подростков. В 7 школах открыты факультативы «Основы гендерной культуры», 17 факультативов по подготовке молодежи к семейной жизни.

Дважды в год проводятся углубленные осмотры детей района, 44% отнесены к первой группе здоровья. Огромное внимание уделяется санаторному оздоровлению. Дети,  нуждающиеся в оздоровлении, имеют право два раза в год оздоравливаться в Поречской и Зельвенской санаторных школах-интернатах. Так, процент оздоровления в 2012 году составил 72,1%, а в 2013 – 82,2%.

Значительная работа проведена по определению в семью детей, оставшихся без попечения родителей. На протяжении пяти лет не направляются дети в интернатные учреждения. Процент возврата детей в родную семью в этом году составил 85%.

Мы не ставили своей задачей осветить все проблемы и аспекты нашей совместной работы по сохранению и укреплению здоровья семьи и детей.

Главное у нас есть потенциал ответственно и творчески работающих людей, которые способны осмыслить время и направить усилия на то, чтобы из наших детей выросли люди с чистотой общественных отношений, потому что они более основополагающие, чем уровень достатка.

Думается, что по-прежнему в решении обозначенных проблем большую роль играет школа.  Эффективность нашей работы будет зависеть от того, насколько мы сможем создать единое воспитательное пространство, включающее педагогов, родителей, деятелей культуры, предпринимателей, администраторов и широкую общественность.

«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, ЖЕНЩИНА».

         Ознакомьтесь, пожалуйста, с нашей информацией, после чего напишите, согласны ли Вы с нашим мнением.

         Испытываете ли Вы трудности в воспитании дочери?

         Если Вы успешно решаете проблемы в воспитании дочери, - поделитесь опытом.

         Задавайте нам свои вопросы и мы постараемся на них ответить.

У вас родилась девочка!

По разному воспринимается это известие. С радостью: «Как хорошо, что девочка!». Мальчик, девочка ... - какая разница - главное, что родился человек, ваш ребёнок.

Желанные и нежеланные, они приходят в мир, чтобы вначале взять всё ваше время: накормить, искупать, уложить - и всё вовремя, а эта бесконечная стирка пелёнок - распашонок ...

Потом оказывается, что это не самое трудное.

Вот в школу пойдёт! Тогда ... И идут. Теперь совсем крохи с бантиками и без них. Но они такие послушные, исполнительные. Но время идёт. Кончается «беззаботное» детство  не только для детей, но и для их воспитателей - родителей и учителей.

И начинается трудная пора взросления. Подруги, друзья. Компания. Конфликты. По пустякам и по серьёзным вопросам. Дома и в школе, и тогда выясняется, что не так уж просто расти вместе с девочками, а порой труднее, чем с мальчиками.

Сегодня на нас обрушился прямо-таки газетный бум. Чуть ли не в каждом номере журнала можно прочесть о «чуме ХХI века» - будь то алкоголь, наркотики, СПИД, проституция, жестокость, насилие... и везде «слабый» пол пытается не отставать от «сильного».

Родители переживают: только бы с ней не стряслась беда, только бы горькая чаша миновала их дом. Только бы... Не оступилась… Не сбежала из дома... Только бы не стала жертвой насилия сама.

Почему же тогда 15-летняя девочка заявляет отцу и матери, что дома ей делать нечего, что родители - скучные люди, и пропадает из дома надолго. В какой-то период отсутствует интерес к жизни, к учёбе, к домашним делам. И родители не знают, что делать. Они готовы обвинить «улицу», время.

Но ей, ой, как хочется вырасти, скорее выйти из-под опеки взрослых, почувствовать себя независимой.

Стихийные процессы, которые присущи значительной части сегодняшней молодежи, - погоня за модой, тяга к необычному, престижному приводят к ряду отрицательных явлений.

«Модно» предпочитать ребят, у которых всегда водятся деньги (не задаваясь вопросам: откуда они у них? Они же не работают. Родительские?), престижно иметь «фирменную» одежду, аппаратуру, курить опять же только «фирменные» сигареты. Откуда эти «автомобильные девочки», вечно отдыхающие, для которых основная проблема - куда пойти вечером? Мальчики и девочки, не желающие затрачивать усилий на добывание знаний, на чтение художественной литературы, на развитие своего интеллекта собираются вместе и тут уже родители у таких детей отходят на второй план.

Вот некоторые цифры.

По данным отдела ЗАГС Гродненского райисполкома в районе в последние годы наблюдается увеличение количества браков, в которых один из супругов является несовершеннолетним (2010 – 6, 2011 – 7, 2012 – 10).  Все чаще девочки, не достигшие возраста 18-ти лет, становятся мамами (2010 – 5, 2011 – 9, 2012 – 6). Печальным является и тот факт, что женщины рожают детей вне брака (2010 – 75, 2011 – 72, 2012 – 83).

И все же: на всем протяжении истории воспитанию женщины, ее общественному и семейному призванию уделялось большое внимание. Часть мыслителей ограничивала интересы и деятельность женщины в рамки семьи.

«Имя честной женщины, - говорил древнегреческий историк Плутарх, - вместе с ее личностью должно быть заключено в стенах дома». Считалось, что вся система общественного воспитания женщины должна сводиться к тому, чтобы подготавливать ее к самоотверженному служению мужу и детям. Развитие личности должно помочь женщине превратиться из женщины, способной рожать, в женщину, умеющую воспитывать.

Ничто не может сравниваться по силе влияния в вопросах подготовки девушек к будущей жизни, с той огромной ролью, какую играет семья. Семейное воспитание глубоко индивидуально и безгранично по содержанию. Оно затрагивает самые сокровенные, самые интимные стороны жизни девочки, которые не затрагиваем мы в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьей, становится фундаментом сферы социальных чувств девочки. Семья воспитывает девушку всем образом своей жизни, той духовно – нравственной атмосферой, которая господствует в ней.

Подход к воспитанию дочки испокон веков считался очень тонким и глубоким, потому как главным в этом деле является не физическое, как у мальчиков, а больше духовное начало. Это большая ответственность, огромные усилия, проходящие через тернии препятствий, это, не побоимся этого слова, искусство, которому, к сожалению, учат очень мало. Как вырастить из девочки хорошую хозяйку, достойную жену и любящую маму? Дать такие навыки может только блестящее воспитание. За советами попробуем обратиться к психологу:

«Девочки, по своей природе, менее защищены, чем мальчики, - говорит детский психолог, - но в настоящее время девочек все чаще стараются воспитывать в духе феминизма и независимости, стараются навешать необходимость таких качеств, как лидерство и карьеризм. Потому что, как считают некоторые мамочки, нежной и мягкой сейчас быть неактуально, ведь мир жесток и выживает в нем сильнейший. Это, конечно, неправильно. Женственность заложена в природе у девочки, и развить в ней это качество – не значит сделать ее безвольной, но это позволит вырастить из нее хорошую домохозяйку, заботливую супругу. Не помешало бы воспитывать в девочке настойчивость. Это пригодится ей, когда необходимо будет постоять за себя, также даст навыки умения разбираться в людях».

Несколько золотых правил воспитания девочки.

1.Девочке необходимо всегда слышать, что она красавица.

Какими бы внешними данными не обладал ваш ребенок, нужно с самого детства воспитывать в ее убеждении, что она красавица, подчеркивать ее достоинства и ни в коем случаи не высмеивать ее недостатков. Всегда поощряйте работать над своей внешностью.

2.Девочка должна знать, что ее очень любят.

Строгость – строгостью, а любовь девочке просто необходима. Не нужно навязывать такое правило, что любовь нужно заслужить. С этого и начинается старательность всегда что-то доказать, появляется комплекс жертвы и неумение просто чувствовать и осознавать себя любимой. Здесь необходимо подчеркнуть ведущую роль отца, ведь женскому полу просто необходимо внимание противоположного пола. Она нуждается в том, чтобы ее баловали, в меру конечно, и эту меру определяют сами родители.

3.Развить навыки хозяйки любого дома.

Каждая девочка не боится простых хозяйственных дел: стирки, уборки, кулинарии, шитья и т.д. Нужно научить дочь элементарным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть она постоянно помогает вам по дому, чем раньше вы начнете привлекать ее к этому, тем лучше.

4.Научить заботе о близких.

Женщина просто обязана заботиться о близких, это ее прямая обязанность. Необходимо научить девочку чувствовать чужую боль. Она должна видеть в примере, что нужно помогать слабым и больным. Девочки не должны быть жестокими. Замечательно, если у вас дома поселится домашний питомец - это будет прекрасный тренинг милосердия.

5.Чувство индивидуальности и неповторимости.

Развить эти качества, пожалуй, является самым трудным. Трудитесь над развитием личности своего ребенка, но ни в коем случае, не пытайтесь сломать ее индивидуальность. Не серчайте, если вы мечтали, чтобы ваша дочь стала врачом, а у нее склонность к истории. Поддерживайте любое положительное начало в вашем ребенке.

Каждая мама чувствует, как нужно воспитывать свою дочь, знает, что ей необходимо и в чем она нуждается. Но надо всегда помнить, что счастливая дочь – это, прежде всего, любимая дочь, любимая жена, любимая мать!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.